?

Log in

No account? Create an account
Импровизация - Любаша — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Любаша

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Импровизация [Sep. 7th, 2016|11:30 am]
Любаша
[Tags|, , ]

Общалась этим летом с отличным перкуссионистом, и мне очень понравилось, как он говорил об импровизации. Импровизация - это разговор. И чем больше у тебя словарный запас, тем интереснее с тобой разговаривать. Что такое словарный запас в этом контексте? Это ритмические паттерны, "фишки", которые ты запомнил и располагаешь в определенном порядке для создания интересного и разнообразного ритма. Соответственно, чем больше паттернов ты знаешь (счет может идти на несколько десятков в каждом размере), тем интереснее с тобой играть. Игра на этнической перкуссии (джембе, дарбука, тонбак, уду, табла, рамочные барабаны, глюкофон, ханг и др.) - это на 80-90% импровизация, потому что заученные с начала до конца ритмы звучат шаблонно и бедно. Интересный музыкант определяет для себя только структуру композиции, размеры ритмов ее частей и примерный вариант начала и окончания произведения, а также переходов между частями. Наполненность произведения, его красота и неповторимость определяются мастерством импровизации. При этом одно и то же произведение получается каждый раз разным.

Особая тема - это импровизация нескольких музыкантов без всяких договоренностей (о структуре или размере). Один перкуссионист начинает играть, у других музыкантов вырисовывается в голове ритмическая сетка (размер), в которой он играет, уже на уровне ощущений, считать при достаточном количестве опыта уже совершенно не обязательно, и начинается мэджик. Начинается разговор. Мастера слушают и отвечают друг другу, плетут причудливый узор из ритмов. Можно ни слова не сказать друг другу, но уйти с ощущением, что общались целый вечер. Через музыку.

Где-то прочитала, что у людей образуется сильная эмоциональная связь с теми, с кем они поют (или играют музыку). И действительно образуется :) Я могу не скучать по людям, с кем когда-то много разговаривала, на фестивалях, например, но я постоянно скучаю по тем, с кем играла. И удовольствие от такого "музыкального" общения на порядок выше, чем от простого общения через рот :)) Не потому что музыканты - это супер интересные люди или еще что-то, а потому что здесь уже можно говорить об особых трансовых состояниях, которые вызывает игра на перкуссии и прослушивание подобных композиций (я не знаю, отчего это происходит, что там - вибрации, звуковые волны или еще что-то, но это реально круто), так что музыканты держатся друг за друга, можно сказать, они так друг с другом свой тайный кайф канают )))


Видео с фестиваля "Барабаны мира" в Тольятти 2015 года. Я там была, видела этого Измаила Алтунбаса живьем. Очень крутой, сам из Турции, занимается дарбукой лет с пяти что ли.





А это джем трех мастеров в Чайной. Это абсолютная импровизация, поскольку двое других мастеров встретились с Измаилом только на этом фесте, буквально только что. Обратите внимание, что они общаются еще и знаками друг с другом, когда паузы делать и прочее. То есть музыканты понимают друг друга на очень-очень тонком уровне - через взгляды, жесты и кивки головой :)) Абсолютный мэджик, ребята, я не знаю, как это еще назвать.


LinkReply

Comments:
[User Picture]From: childheart_np
2016-09-07 11:43 am (UTC)
Скажу очевидность: умение импровизировать определяет мастерство) По поводу эмоциональной связи - от многих слышала, что так бывает!
Сама несколько раз пробовала танцевать под дарбуку, но мне как раз не хватает мастерства, чтобы умело подстраиваться))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lubash13
2016-09-07 12:04 pm (UTC)

Насчет умения импровизировать как определяющее мастерство не могу полностью согласиться. Конкретно в этом направлении музыки - да, а, например, те же классические консерваторские музыканты вообще чаще всего не умеют импровизировать - вот тебе ноты, вот тебе произведение - играй. И играют. И в мастерстве им не откажешь :)
Джазмены - тут да, тут без вопросов, тоже импровизация как основа, ну так джаз откуда пошел? Вот то-то и оно :))))

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amor_
2016-09-08 07:36 am (UTC)
Импровизация, согласна с Любашей, не в каждом искусстве является основой мастерства. В классических искусствах - нет. Потому что там главное в композиции, в том, КАК задумано. А вот в народных культурах - да, импровизация - это как их воздух.:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amor_
2016-09-08 07:34 am (UTC)
90 % того, что я танцую телом - я импровизирую. Заучивать танец для меня чаще всего проблема. Конкретно в пластике для меня проблем с ритмом не существует. Но другое дело дроби. Дело в том, что стучать ногами нельзя одинаковыми ударами, это комбинации из семи видов ударов в разном порядке и скорости. Примерно с десяток только распространённых видов триолей и три вида привычных бинарных сочетаний. И эти сочетания по сути дела затем формируют бесчисленное количество комбинаций на разные случаи, их можно использовать готовые, а можно сочинять самостоятельно. И вот высший пилотаж суметь в этом вносить элементы импровизации. Её в этом не так много даже у носителей культуры, хотя они импровизируют. Причём наша картина усложнена ещё и тем, что мы работаем часто не в двудольном или четырехдольном, а в двенадцатидольном ритме: составном компасе "де амальгама". Это когда в квадрате акценты в разных местах в разных тактах. В африканских по происхождению ритмах есть нечто подобное, но по идее немного. поправь, если я неправа.

Ещё сложнейшая тема у нас пальмас - хлопки. Это идеальное владение синкопой вдвоём. На скоростях, плюс способность в этом формировать комбинации и наслоения: можно хлопать втроём и в бОльшей компании. В этом тоже импровизация в разы сложнее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lubash13
2016-09-08 02:30 pm (UTC)
Смена акцентов - это вообще золотая жила для импровизации, настолько кардинально можно ритм поменять, оставаясь в том же размере, что его едва узнаешь.

Я испанскими ритмами не занималась, мне даже как-то боязно туда лезть, мне с первого взгляда кажется, что это довольно сложно. Единственно что, я была на мастер-классе у классного перкуссиониста Йоеля Гонсалеса, ты, наверное, его знаешь. Но вообще выучить какой-нибудь фламенковский ритм - это в планах, было бы интересно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amor_
2016-09-13 01:50 pm (UTC)
Да, знаю его, но чисто по выступлениям с ним всяких местных фламенок, он некоторым аккомпанирует.

В испанских ритмах сложна именно 12-дольная структура и обилие синкоп. Дело в том, что мы обычно привыкли к структурам коротким: например, к четверкам. А тут надо мыслить вот этими 12-тидольниками, ощущать их. Причем в разных вариантах. Нам приходится это еще и ногами ощущать и наслаивать дроби на основной ритм и перкуссию.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lubash13
2016-09-13 02:28 pm (UTC)
Но зато это так круто звучит! )))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amor_
2016-09-13 03:05 pm (UTC)
Канеш, круто, кто спорит.:))
(Reply) (Parent) (Thread)